САМОДЕЛЬНЫЙ МИНИ-ТРАКТОР "Кроха"
Рама мини-трактора представляет собой
прямоугольную конструкцию, сваренную в основном из швеллеров и уголков
различного сечения. Снизу к ней крепятся практически все агрегаты трансмиссии,
начиная с корпуса промежуточного вала и кончая задним мостом. Сверху -
двигатель, органы управления, водительское сиденье, крылья и часть агрегатов
гидравлической системы.
Спереди рама имеет буксировочный рым-болт, сзади — фаркоп для прицепа и
навесного оборудования. На «Крохе» использован ЗИД-4,5. Это стационарный,
одноцилиндровый, двух клапанный двигатель мощностью 4,5 л.с. при 2600 об/мин.
который имеет внутреннюю КПП с двумя передачами (понижающей и повышающей) и
хорошо работает на бензине марки А-72 или А-76. Он сориентирован выходным валом
вперед по ходу мини-трактора и установлен на двух
кронштейнах с помощью четырех болтов.
Поэтому пусковой вал оказался сзади и в непосредственной близости от
водителя, что позволяет запускать двигатель, не вставая с места (глушится же он
просто — поворотом воздушной заслонки карбюратора). Двуручьевой шкив диаметром
150 мм выходного вала соединен ремнями марки А1060 (от автомобиля ГАЗ-51) со
шкивом диаметром 190 мм промежуточною вала трансмиссии. Таким образом, ременная
передача с соотношением 15:19 позволяет получить 2000—2100 об/мин — вполне
приемлемое число оборотов для основной КПП. Натяжение ремней регулируется
соответствующим устройством, расположенным на крыле левого переднего колеса.
Промежуточный вал диаметром 32 мм вращается в двух шариковых подшипниках,
установленных в цилиндрическом корпусе, который притянут четырьмя болтами к
балке рамы снизу. Конструкция, в общем-то, простая, поэтому в особы* пояснениях
не нуждается. К заднему концу промежуточного вала приварен фланец, отрезанный
от коленвала двигателя ГАЗ-51. К фланцу четырьмя болтами М 12x1,25 прикреплены
маховик двигателя (без зубчатого венца) и корзина сцепления УАЗ-469. Рычаг
привода сцепления вынесен в пространство между корзиной и коробкой передач и
расположен на левом кронштейне крепления КПП (для этого кронштейн имеет
усиление - подваренную к нему стальную пластину, в которую вставлена ось
качания рычага — болт М10).
Тягой с ушками на концах рычаг соединен с педалью сцепления, расположенной
под левой ногой водителя. КПП - от автомобиля ГАЗ-51 с четырьмя передачами
вперед и одной назад. Для крепления коробки предусмотрены шесть отверстий в
задней траверсе и вертикальных кронштейнах рамы. Рычаг переключения передач и
рукоять стояночного тормоза выведены между траверсами наверх. Самодельным
карданным валом, сваренным из одноименных валов автомобилей УАЗ-469 и ГАЗ-24,
коробка передач соединена с задним мостом (от автомобиля «Волга» ГАЗ-24) мини-трактора. (Надо отметить, что из-за смещения
ведущей шестерни главной передачи заднего моста продольная ось трансмиссии
расположена на 20 мм левее продольной оси симметрии рамы.) Поскольку колея
колес «Волги» шире, кожухи полуосей моста и сами полуоси укорочены.
Технология переделки использовалась следующая. Кожухи были разрезаны ближе
к фланцам колес и доведены до нужной длины; места разрезов отцентрованы на
токарном станке и там же, на станке, сначала прихвачены сваркой в трех точках,
а затем на малых оборотах шпинделя проварены по всему кругу и оставлены в
зажатом состоянии до полного остывания. Подобным образом переделаны и полуоси.
Только перед трехточечной прихваткой они были соединены шпильками М16,
ввернутыми в осевые резьбовые отверстия, просверленные в отцентрованных торцах.
Остывали они также на токарном станке. Следует добавить, что ступицы у полуосей
— «уазовские». поскольку задние колеса «Крохи» — тоже от УАЗ-469 (размером
8.40- 15").
К нижним полкам лонжеронов рамы задний мост прикреплен своими опорными
подушками с помощью четырех болтов. Серьги, приваренные к кожухам полуосей ниже
опорных подушек, были перенесены ближе к оси симметрии мини-трактора, чтобы крепить к ним навесное устройство.
Такая трансмиссия обеспечивает мини-трактору рабочие скорости и интервале от 5
до 20 км/ч. В конструкции переднего моста также применены узлы и детали других
машин. Колеса размером 5,0—10" взяты, например, от сельскохозяйственной
машины (механических грабель).
А в качестве основы использована балка заднего (рулевого) моста автокара. К
ней приварены толстостенная втулка подвески и две пластины (для усиления). К
втулке посредством шкворня и толстых латунных шайб присоединен подвесной
кронштейн (вилка от карданного вала УАЗ-469), который четырьмя болтами
прикреплен к промежуточной балке переднего моста, о которой речь пойдет позже.
Поворотные цапфы взяты от ГАЗ-24. Снизу в них ввинчены слегка видоизмененные
рычаги рулевой трапеции от ««Москвича-407», а сверху — только к правой цапфе! —
приварен поворотный кронштейн. Он сделан из швеллера с отогнутой верхней
частью, лишенной полок.
К нему сваркой прикреплен укороченный поворотный рычаг от «Москвича-412»,
соединенный тягой с сошкой рулевого механизма. Последний, тоже от
«Москвича-412», установлен на раме справа по ходу и прикреплен тремя болтами к
специальному кронштейну. Рулевая колонка немного укорочена. В качестве
поперечной тяги рулевой трапеции взята продольная тяга от автомобиля УАЗ-469.
Она укорочена и снабжена вставкой из шестигранного прутка под ключ 19 мм дл«
более удобной peгулировки схода-развала колес.
К раме мини-трактора присоединен передний
мост посредством промежуточной балки, изготовленной из швеллера и двух уголков.
Преимущества такого способа крепления в том, что если потребуется отсоединить
мост для ремонта, то не надо залезать под трактор и отвинчивать подвесной
кронштейн. Достаточно слегка нагнуться и отвинтить четыре болта на
промежуточной балке, а затем взяться за бампер и сместить «Кроху» в сторону—
мост окажется как на ладони! Капот двигателя сварен из трех стальных листов
толщиной 1,2 мм и вентиляционной сетки (она — спереди).
Перед сваркой края листов были отбортованы. Из такого же металла выполнены
передние и задние крылья. Для пола взят стальной лист потолще — 5 мм и
прикреплен шурупами-саморезами к трем поперечным и четырем продольным опорам из
уголка 32x32 мм, приваренным к лонжеронам рамы. На попу (над задними опорами)
установлено водительское сиденье, снабженное телескопической подпружиненной
стойкой. Каркас сиденья сделан из трубы диаметром 20 мм. Подушки — из фанеры,
поролона и дерматина. Стойка состоит из двух труб: верхней (диаметром 40 мм) и
нижней (диаметром 50 мм). Первая приварена к каркасу сиденья, вторая — к полу.
На них надеты две свитые вместе пружины от передних подвесок
«Москвича-2141», уравновешивающие массу водителя. Для работы со сменными
сельхозорудиями мини-трактор имеет гидравлическую систему и навесное
устройство. В гидравлическую систему входят коробка отбора мощности (она
расположена на КПП справа), насос HUJ-50 (там же), бак (на специальных опорах в
задней части рамы), трехпозицио11ное золотниковое устройство (на левом
кронштейне силового цилиндра), сам силовой цилиндр и шланги. Навесное
устройство состоит из двух лаг - труб прямоугольного сечения, сваренных из
уголка 50x50 мм.
Передние концы лаг сцепляются с серьгами под задним мостом, а задние
посредством «квадрата» соединяются со сменными сельхозорудиями. Примерно
посередине к лагам крепится перекладина для штока силового цилиндра. Все
соединения навесного устройства нарочито выполнены с зазорами. Так сделано для
того, чтобы конструкцию не заклинивало даже при значительных ее перекосах и
колебаниях, неизбежных во время работы плуга, бороны, окучника или
культиватора. Разумеется, что в «арсенале» мини-трактора есть и грузовая
тележка. Какая же уборка урожая без нее?
Тележка прицепляется к фаркопу на поперечине рамы и вмещает в кузове триста
с лишним килограммов картофеля. Тяговые же возможности «Крохи» таковы, что она
может транспортировать груз массой до тонны.
Мини-трактор «Кроха»: 1 — натяжитель приводных ремней; 2 — ось навески капота; 3 — ремни приводные; 4 — капот; 5 — двигатель ЗИД-4,5; 6 — щиток ветровой; 7 — бак топливный; 8 —рычаг переключения передач; 9 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 10—рычаг стояночного тормоза; 11 — вал пусковой; 12 — опора капота (уголок 20x20, 2 шт.); 13 — колонка рулевая; 14— педаль сцепления; 15 — педаль «газа»; 16 — пол; 17 —брызговик переднего крыла; 18 — крыло заднее; 19, 23 — перемычки (уголок 20x20); 20 — стойка сиденья телескопическая подпружиненная; 21 —рычаг управления золотниковым устройством гидросистемы; 22— устройство золотниковое трехпозиционное; 24 — шланги гидросистемы; 25 — бак гидравлический.
Трансмиссия: 1 —шкив промежуточного вала (диаметр 190); 2 — корпус подшипников промежуточного вала; 3 — фланец (от коленвала ГАЗ-51); 4, 5 — маховик двигателя (без зубчатого венца) и корзина сцепления (от УАЗ-469); 6 — насос гидравлический НШ-50 с коробкой отбора мощности (шланги впускного и выпускного патрубков и рычаг включения коробки условно не показаны); 7 — коробка передач (от ГАЗ-51); 8 — барабан стояночного тормоза (тормозная рукоять и ее привод условно не показаны); 9 — вилка карданного вала передняя (от УАЗ-469); 10 — вилка карданного вала задняя (от ГАЗ-51); 11 — мост задний (от ГАЗ-24).
Рама мини-трактора: 1 — рым-болт буксировочный; 2 — стойка навески капота (уголок 40x40, 2 шт.); 3 — балка крепления промежуточного вала трансмиссии (швеллер 120x52); 4 — опора двигателя (швеллер 100x46, 2 шт.); 5, 7 — траверсы КПП передняя и задняя (уголок 50x50); 6 — проставка (швеллер 65x36, 4 шт.); 8 — кронштейн крепления рулевого механизма (уголок 100x100); 9 — опора пола передняя (уголок 32x32); 10 — лонжероны (швеллер 65x36); 11 — опоры иола задние (уголок 32x32); 12 — опора гидробака (уголок 32x32, 2 шт.); 13 — фаркоп; 14 —кронштейны крепления КПП (уголок 50x50); 15 — усиление кронштейна (полоса 25x5); 16 — бампер (уголок 32x32); 17 — кронштейн крепления балки переднего моста (уголок 45x45, 2 шт.); 18 — опора пола боковая (уголок 32x32, 2 шт.); 19 — поперечина (швеллер 65x36); 20 — подкладка усиливающая (сталь, лист s5); 21 — втулка силовая.
Передний мост: 1 — колесо (от механических грабель, 2 шт.); 2 — рычаг поворотный (от «Москвича-412»); 3 — ребро жесткости (сталь, лист ы5, 2 шт.); 4 — кронштейн поворотный (швеллер 65x36); 5 — цапфа поворотная (от ГАЗ-24, 2 шт.); 6 — кронштейн подвесной (от кардана УАЗ-469); 7 — шайба (латунь, 2 шт.); 8 — шкворень с резьбой М14; 9 — втулка подвески моста; 10 — балка моста (от заднего моста автокара); 11 — болт стопорный (2 шт.); 12 — накладка усиливающая (сталь, лист s10, 2шт.); 13 — тяга поперечная (укороченная продольная тяга от УАЗ-469); 14 — рычаг рулевой трапеции (2 шт., на виде спереди условно не показан); 15 —вставка шестигранная под ключ 19.
Натяжитель ремней: 1 —винт-ворот M16; 2 — контргайка М16; 3 —корпус (уголок 28x28x3); 4 — ползун (уголок 25x25x3); 5 — фиксатор (болт М12); 6 — болт М12 оси ролика; 7 — ось ролика; 8 — ролик двуручьевый.
Промежуточная балка переднего моста: 1 — кронштейн (уголок 45x45x5,2 шт.); 2 — балка (швеллер 100x46x7).
Гидравлический бак: 1 —опора (уголок 25x25, 2 шт.); 2 — дно (сталь, лист s6, 2 шт.); 3 — корпус бака (труба 100x5); 4 — штуцер выпускной (труба 20x3); 5 — штуцер впускной; 6 — корпус сифона; 7 — сифон; 8 — заглушка.
Крепление пола и заднего крыла: 1 —перемычка передняя (уголок 20x20); 2 — ребро жесткости (уголок 20x20); 3 — крыло; 4 — кронштейн крыла (уголок 32x32); 5 — пол (сталь, лист s5); 6 — опора пола боковая (уголок 32x32); 7 — лонжерон (швеллер 65x36).
Глушитель: 1 — фланец впускной (укороченная водопроводная муфта); 2,4,6 — звенья выхлопной трубы (труба 32x3); 3,5 — угольники; 7—резонатор (карданная труба от ГАЗ-24); 8 — дно (сталь, лист s4, 2 шт.); 9 — патрубок выпускной; 10 — фиксатор (пруток диаметром 5)
Навесное устройство: 1 — лага (уголок 50x50, 2 шт.); 2 — ложе «квадрата» (от сельхозмашины, 2 шт.); 3 — стремянка (2 шт.); 4 — «квадрат» (пруток 28x28); 5 — втулка дистанционная нижняя (труба 48x4, 2 шт.); 6 — цилиндр силовой (от сельхозмашины); 7 — кронштейн цилиндра (уголок 50x50, 2 шт.); 8 — втулка дистанционная верхняя (труба 30x2,5, 2 шт.); 9—рама мини-трактора; 10 — перекладина цилиндра (пруток 020); 11 — гайка М20х 1,5 (2 шт.); 12 — втулка силовая (труба 40x3, 2 шт.); 13 — перекладина штока цилиндра (пруток диаметр 24); 14 —гайка М24х 1,5 (2 шт.); 15 — гайка М16 (4 шт.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий